Особенности вождения снегоболотохода в различных дорожных, метеорологических и климатических условиях

Особенности вождения вездехода (снегоболотохода) в различных дорожных, метеорологических и климатических условиях


Работа снегоболотохода и срок службы во многом зависят от особенностей его вождения. Правильное вождение снегоболотохода дает ему возможность двигаться с высокой средней скоростью и небольшими расходами топлива при преодолении труднопроходимых участков дороги. Трогаться с места начинать на первой передаче. Переключение передач производить при выключенном сцеплении.

Передачи переключать плавным нажатием на рычаг без рывков. Если перед троганием с места не удается включить требуемую передачу, то слегка отпустить педаль сцепления, а затем вторично выключить сцепление и включить передачу.

Если при движении на первой передаче происходит ее «выбивание», значит передача включена не до конца. Повторно включите первую передачу до момента фиксации.

При трогании с места на ровном горизонтальном участке дороги с твердым покрытием следует двигаться на первой передаче не более трех-пяти метров до достижения скорости 2-3 км/ч. При более высокой скорости двигатель будет иметь повышенные обороты, которые могут вызвать шумное включение второй передачи. Переключение с первой передачи на вторую при указанных условиях производить путем плавного перехода рычага с выдержкой в нейтральном положении.

При движении по тяжелой дороге или на подъеме, где автомобиль быстро теряет скорость, необходимо разгонять на первой передаче до более высоких скоростей, в два-три раза больших, чем при трогании на ровном горизонтальном участке с твердым покрытием (2-3 км/ч). В этих условиях рекомендуется при переключении на вторую передачу применять двойной выжим сцепления, т.е. дополнительное кратковременное включение сцепления в момент, когда рычаг находится в нейтральном положении.

Переключать со второй на третью и с третьей на четвертую передачи следует плавным движением рычага с небольшой выдержкой в нейтральном положении. Время выдержки зависит от дорожных условий, но должно быть минимально возможным для сохранения скорости, полученной во время разгона.

Наиболее трудно переключать передачи с высшей на низшие, т.к. это требует определенных навыков. Переключение с четвертой передачи на третью выполняется плавным переводом рычага. Переключение с третьей на вторую и со второй на первую передачи необходимо выполнять с учетом скорости движения, применяя двойное выключение сцепления с промежуточным повышением оборотов двигателя следующим способом: выжать педаль сцепления, поставить рычаг в нейтральное положение, отпустив педаль, увеличить обороты двигателя, затем снова быстро нажать на педаль и поставить рычаг в положение включаемой передачи, после чего плавно отпустить педаль.

Переключение с третьей на вторую передачи и особенно со второй на первую без промежуточного повышения оборотов двигателя недопустимо. Степень увеличения оборотов двигателя при двойном выключении сцепления определяется практически, в зависимости от скорости движения снегоболотохода, по легкости включении и отсутствию скрежета включаемых шестерен.

Переключение со второй на первую передачу желательно производить при полной остановки снегоболотохода.

Передачу заднего хода в коробке передач включать только после полной остановки снегоболотохода.

Передний-средний мосты включать только в случае необходимости. При движении по дороге с покрытием или твердому грунту передний-средний мосты должны быть выключены. Постоянная езда с включенным передним-средним мостами увеличивает износ трансмиссии снегоболотохода, его шин и повышает расход горючего.

Поэтому езда с включенным передним-средним мостами по дорогам с твердым покрытием запрещается.

В трудных дорожных условиях – на разбитых грязных грунтовых дорогах, заболоченных и песчаных участках, снежной целине следует устанавливать давление в шинах в соответствии с плотностью грунта преодолеваемого участка пути. При понижении внутреннего давления в шинах увеличивается площадь соприкосновения колес с дорогой, а удельное давление на грунт уменьшается.

При преодолении труднопроходимых участков, крутых подъемов и других препятствий нужно включить передний-средний мосты, предварительно выключив сцепление. Следует иметь ввиду, что при движении с включенными передним-средним мостами на исправном снегоболотоходе может прослушиваться повышенный шум трансмиссии. В особо тяжелых условиях необходимо включать понижающую передачу в раздаточной коробке. Раздаточную коробку надо включать и выключать только после остановки снегоболотохода. Небольшие подъемы, если позволяет дорога, следует преодолевать с разгона, не включая низшей передачи. При невозможности преодолеть подъем своим ходом следует использовать лебедку.

При движении снегоболотохода не держать ногу на педали сцепления, так как это приводит к частичному выключению сцепления и к пробуксовыванию ведомого диска. На скользкой дороге снегоболотоход надо вести равномерно, с небольшой скоростью. Плавно снижать скорость снегоболотохода, увеличивая постепенно нажатие на педаль тормоза. Любое излишнее торможение увеличивает износ шин и повышает расход топлива. При торможении не доводить колеса до скольжения, так как в этом случае значительно уменьшается эффект торможения (по сравнению с торможением при качении) и увеличивается износ шин. Кроме того, сильное и резкое торможение на скользкой дороге может вызвать занос снегоболотохода.

При движении снегоболотохода по бездорожью (песок, грязь, снег и т.д.), скользкой дороге, на больших подъемах (свыше 15°) и другим тяжелым участкам дороги не допускать перегрузки двигателя, а в особо тяжелых условиях включить понижающую передачу в раздаточной коробке.

Включать низшую передачу в раздаточной коробке только при полной остановке снегоболотохода.

Преодоление крутых подъемов и спусков. Движение снегоболотохода по дорогам с крутыми подъемами и спусками требует от водителя повышенного внимания и быстроты действия. Заранее определить крутизну подъема и включить ту передачу в коробке передач, которая обеспечит необходимое тяговое усилие на колесах, чтобы не переключать передачи на подъеме. Крутые подъемы преодолевать на первой передаче в коробке передач. Подъемы преодолевать без остановок и по возможности без поворотов. Короткие подъемы при удобном подъезде и сравнительно ровной поверхности дороги преодолевать с разгона, на второй или третьей передачах в коробке передач, в зависимости от крутизны подъема. Если по каким-либо причинам подъем преодолеть не удалось, то примите все меры предосторожности и медленно спуститесь вниз, включив передачу заднего хода. Спускаться постепенно, не давая снегоболотоходу разгона и не выключая сцепления. При преодолении длинного спуска (более 50 метров) предварительно оценить его крутизну и включать те передачи в коробке передач и раздаточной коробке, на которых снегоболотоход стал бы преодолевать подъем подобной крутизны. Такие спуски преодолевать, используя торможение двигателем.

Запрещается спускаться с выключенными коробкой передач и раздаточной коробкой или с выключенным сцеплением.

Не допускать большой частоты вращения коленчатого вала двигателя на спуске, периодически притормаживать снегоболотоход, снижая его скорость движения.

Преодоление канав, придорожных кюветов и рвов производить на небольшой скорости в направлении, перпендикулярном склону, с учетом размеров снегоболотохода, определяющих его проходимость, не переезжать препятствие с ходу, если возможен лобовой удар в колеса.

При преодолении канав и рвов учитывать возможность диагонального вывешивания снегоболотохода, и застревания его из-за пробуксовки колес.

Движение по грязным проселочным и профилированным дорогам на глинистом и черноземном грунте. На глинистых и черноземных грунтах, после сильного дождя, снегоболотоход может получать боковые соскальзывания, поэтому проявлять большую осторожность при выборе направления движения. Во время движения выбирать относительно горизонтальные участки пути, умело, пользуясь уже проложенной колеей, что предотвращает боковые заносы снегоболотохода. Особые затруднения для вождения могут возникнуть при движении снегоболотохода на чрезмерно мокрых профилированных дорогах, имеющих крутой профиль и глубокие кюветы, по таким дорогам следует двигаться по гребню осторожно и с малой скоростью.

Преодоление заболоченных участков производить по прямой, не делая крутых поворотов и остановок. Начинать движение плавно, без рывков. Необходимые повороты делать плавно большим радиусом, не снижая скорости движения снегоболотохода, что исключит возможность срыва дерна и пробуксовки колес. Следует избегать движения по следу, проложенному впереди идущим снегоболотоходом.

Преодоление песчаных участков производить с соблюдением возможно плавного движения, избегая рывков и остановок. Повороты производить плавно и с большим радиусом. При движении пользоваться, возможно, более высокими передачами, преодолевать с ходу наметы и короткие песчаные подъемы. Не допускать пробуксовки колес. Заблаговременно определить дорожную обстановку и включать ту передачу в коробке передач, которая бы обеспечивала нужное тяговое усилие на колесах. При движении колонной двигаться по следу впереди идущего снегоболотохода.

Преодоление брода производить с большой осторожностью. Снегоболотоход способен с малой скоростью преодолевать брод с твердым грунтом глубиной до 1.0 м. Перед преодолением брода тщательно проверить состояние дна, убедиться в отсутствии глубоких ям, крупных камней, топких мест, а также выбирать и проверять места входа снегоболотохода в воду и выхода его из воды.

Преодолевать брод следует осторожно, не создавая волны перед снегоболотоходом, на первой или второй передаче в коробке передач.

Избегать маневрирования и крутых поворотов.

После преодоления брода при первой возможности, но не позднее, чем в тот же день, проверить состояние масла во всех агрегатах. Если в масле будет обнаружена вода, то слить масло из этого агрегата. Наличие воды в масле определять по изменению его цвета. Следует также смазать, до выдавливания свежей смазки, все пресс-масленки шасси.


Важно! Возможно попадание воды (грязи) в стартер во время преодоления брода. При первой же возможности произвести осмотр и обслуживание стартера с частичной разборкой для удаления загрязнений в щеточном узле.

Важно! Запрещается преодолевать брод при рабочем воздушном отопителе салона, т.к. возможно попадание воды во впускной патрубок отопителя.


При каждом выходе снегоболотохода из брода производить несколько неполных выключений сцепления и торможения для просушки фрикционных накладок сцепления и накладок тормозных колодок.

При остановке двигателя снегоболотохода во время преодоления брода можно сделать две-три попытки запустить двигатель стартером.

Если двигатель не запускается, то снегоболотоход немедленно эвакуировать из воды любыми средствам. В случае проникновения воды в агрегаты снегоболотохода, двигаться собственным ходом, после его извлечения из воды, не следует. Отбуксировать снегоболотоход в место, где можно провести техническое обслуживание.

Движение по снежной целине и повороты снегоболотохода осуществлять так же, как и при движении по заболоченному участку. При движении по сыпучему снегу применять те же правила движения, что и при движении по песку.